Кибермошенники за 2016 год украли со счетов россиян 650 млн руб. Они представляются сотрудниками банков, налоговыми инспекторами или присылают фальшивые СМС, чтобы узнать данные банковских карт людей, сообщают "Известия".
Одна из схем, которую используют хакеры, очень простая: они звонят человеку, представляются банковским служащим и просят его сообщить номер карты, пароль и CVV-код (три цифры, которые написаны на обратной стороне карточки). Пользуясь доверчивостью людей, они при помощи этой информации могут завладеть банковским счетом. Представляться мошенники могут и сотрудниками госслужб, таких как, например, налоговая.
Еще один способ заключается в том, что преступники высылают на электронную почту ссылки и файлы, кликая на которые человек автоматически передает данные злоумышленникам.
Третья схема направлена только на тех, кто продает товары через интернет. Мошенник представляется покупателем и предлагает сразу внести задаток. После того, как "жертва" соглашается, он просит сказать ему код авторизации из СМС, который якобы нужен, чтобы перевести деньги. Сообщив код, продавец лишается всех денег, которые имелись на его счету.
"Владелец карты, ни при каких обстоятельствах, не должен верить «звонкам из банков». Банковские служащие не будут интересоваться данными вашей карты, – говорит кандидат юридических наук Анастасия Рагулина, директор Юридической группы "Яковлев и Партнеры". – В случае получения СМС или звонка с сообщением о том, что со счета списаны средства или произошел сбой компьютерной системы банка и т. д., ни в коем случае не стоит перезванивать по указанному в СМС-уведомлении телефону или отсылать сообщения на данный номер, сообщать номер банковской карты, PIN-код и другие сведения".
Если вы все же позволили себя обмануть, скорее звоните в банк, но не по тому номеру, который вам указали в СМС, а по официальному, который вы можете найти на сайте банка или на обратной стороне карточки. Сообщить о краже следует и в полицию.
"Сообщить о такой операции банку клиент обязан в течение суток. – Говорит руководитель аналитической службы юрфирмы "Инфралекс" Ольга Плешанова. – Банк обязан будет возместить клиенту деньги, если не докажет, что в их утрате виноват клиент, нарушивший порядок использования электронного средства платежа. Во многих случаях клиент оказывается виноват, поскольку сам сообщил мошенникам необходимые сведения, открыл письмо с компьютерным вирусом и пр.".
С этим согласна и руководитель группы банковской и финансовой практики "Пепеляев Групп" Лидия Горшкова: "На практике факт использования третьими лицами правильных PIN-кодов, а также логинов и паролей при использовании услуги "Мобильный банк", позволяет банку говорить о том, что клиент допустилиспользование картой третьими лицами, и поэтому банк не должен возмещать суммы проведенных операций".
Что касается судебной практики, то эта тема вызывает значительные проблемы. "Дела уже доходят до ВС и обсуждаются на научных конференциях. Показательным было, в частности, дело о телефонном номере МТС, который клиент когда-то сообщил банку. Телефонный номер клиент несколько месяцев не использовал, и МТС без ведома клиента передал этот номер другому гражданину. Другой гражданин, злоупотребив доступом к телефонному номеру и рекламными рассылками банка, получил кредит от имени предшественника", – рассказала Плешанова.
Суды в таких делах не могут точно установить, какова природа отношений, но проверяют, насколько банк обеспечивает безопасность гражданина при пользовании мобильным банком. При этом судьи констатируют, что уголовные дела, связанные с электронным мошенничеством, расследуются тяжело и неохотно.
Таким образом, вернуть украденные в результате мошенничества деньги будет практически невозможно, если вы сами сообщили злоумышленнику свои данные.